Наверх!

 

АДВОКАТСКАЯ ПАЛАТА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Адвокатский кабинет № 3386

 

АДВОКАТ

Нагметов Тарлан Аликович

 

(рег. № 50/10396 в реестре адвокатов Московской области)

 

+7 953 585 87 87

+7 995 078 66 78

Заказать обратный звонок

 

          

                      

 

 

АДВОКАТ

 

Нагметов Тарлан Аликович

(рег. № 50/10396 в реестре адвокатов Адвокатской палаты Московской области)

 

+7 953 585 87 87

 

+7 995 078 66 78

Заказать обратный звонок

Приватизация служебного жилья

07 апреля 2015 года Свердловским районным судом г. Красноярка, были удовлетворены исковые требования А., к Администрации, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,.

Дело обстояло так:

 ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратилась в суд к ФИО9 о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. Требования мотивированы тем, что вДД.ММ.ГГГГ на основании служебного ордера № от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО10 <адрес> и истицей был заключен договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу:<адрес>10. ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1, ФИО11 была выдана справка для заключения договора социального найма, взамен утраченного контрольного талона к ордеру, согласно которой истице было предоставлено указанное жилое помещение. ДД.ММ.ГГГГ. истица обратилась в <адрес> для заключения договора социального найма, в результате рассмотрения жилищной комиссией администрации района ДД.ММ.ГГГГ. истице было отказано в связи с тем, что жилое помещение имеет статус служебного и было предложено обжаловать данное решение в судебном порядке. Истцы с данным решением не согласны, в связи с чем просят признать за ними права собственности в порядке приватизации на жилое помещение – квартиру, общей площадью 35.2 кв.м., в том числе жилой площадью 17.6 кв.м., 1-комната, расположенная по адресу: <адрес>10.

В судебное заседание истцы – ФИО1, ФИО2, ФИО3 не явились, доверили представительство своему представителю ФИО7 (полномочия проверены), который в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика – ФИО12, в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Представители третьих лиц –ФИО13 - в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

С учетом мнения представителя истцов, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, в порядке заочного производства.

Выслушав мнение представителя истцов, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз. Как вытекает из преамбулы названного Закона, закрепление данного права предполагает создание равных правовых условий для осуществления гражданами выбора способа удовлетворения потребностей в жилье, в том числе на основе свободы выбора места жительства, а также на обеспечение гражданам возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче имущества в собственность соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Согласно п.3 ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают, в частности, из судебных решений, устанавливающих жилищные права и обязанности.

Статьей 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 (ред. от 16.10.2012) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено право граждан Российской Федерации, имеющих право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Исходя из ст.4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Статьей 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Приватизации подлежит только изолированное жилое помещение (квартира или комната), поскольку по смыслу ч. 2 ст. 62 ЖК РФ неизолированное жилое помещение не может быть самостоятельным предметом социального найма.

В соответствии со ст. 6 ЖК РФ и ст. 5 Закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, следует применять нормы Жилищного кодекса РСФСР.

Согласно ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В соответствии со ст.107 ЖК РСФСР рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, подлежат выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения.

В силу ст.108 ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в ст.107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены, в частности, лица, проработавшие на предприятии, и в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет, а также члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение.

Статья 56 и 60 ГПК РФ устанавливают, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, на основании служебного ордера № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданного ФИО14 <адрес>, ФИО1 была предоставлена для проживания квартира, расположенная по адресу: <адрес> Указанная квартира была предоставлена ФИО1 в связи с трудовыми правоотношениями с ФИО15 который в последующем был переименован в ФИО16 для проживания с семьей. С указанного времени и по настоящее время истцы постоянно проживают в квартире, производят оплату коммуналных платежей и квартплату.

Вместе с ФИО1 в указанном жилом помещении постоянно проживают и состоят на регистрационном учете: ФИО2 (сын), ФИО3 (дочь), ФИО5 (супруг) дал нотариальной согласие (отказ от участия) в приватизации, что подтверждается выпиской из домовой книги и нотариально удостоверенным согласием ФИО5

В 1999 году между ФИО17 и ФИО1 был заключен типовой договора социального найма жилого помещения, согласно которому ФИО1 было предоставлено указанное жилое помещение. (л.д.17-18)

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ФИО18 выдал справку о том, что указанный служебный ордер о предоставлении ей указанного жилого помещения был утрачен, для заключения с ФИО1 договора социального найма спорного жилого помещения. (л.д. 19)

Согласно справке ФИО19 от ДД.ММ.ГГГГ спорное жилое помещение было включено в Реестр муниципального фонда на основании постановления администрации <адрес> отДД.ММ.ГГГГ. № «О передаче объектов социальной инфраструктуры ФИО20 в муниципальную собственность.

Из пояснений представителя истцов, данных в судебном заседании, а также из письменных материалов дела усматривается, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в <адрес> с заявлением о заключении с ней договора социального найма в отношении спорного жилого помещения, по результатам рассмотрения которого жилищной комиссией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении данного заявления ФИО1 было отказано в виде того, что спорное жилое помещение имеет статус служебного жилого помещения.

Статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Исходя из положений ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" служебные жилые помещения не подлежат приватизации.

Между тем, в соответствии со ст.7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Поскольку служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду, факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.

Таким образом, статус служебного помещения утрачивается при передаче в муниципальную собственность ведомственных служебных помещений, т.е. жилых помещений находящихся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений. Служебные жилые помещения государственного жилищного фонда, находящиеся в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) статус служебного жилья не утрачивают, поскольку продолжают оставаться в ведении органов местного самоуправления.

В соответствии со ст.5,6 ЖК РСФСР 1983 года, жилищный фонд включает, в частности, жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд). Государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

Исходя из положений статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом.

Из материалов дела следует, что в ДД.ММ.ГГГГ между ФИО21 и ФИО1 был заключен типовой договор социального найма жилого помещения, согласно которому ФИО1 было предоставлено указанное жилое помещение.

Согласно ст.108 ЖК РФ правовой режим служебного помещения изменяется, если гражданин прожил в служебном помещении не менее 10 лет, отработав на предприятии, которому принадлежит квартира, не менее 10 лет. На такое служебное помещение распространяется режим жилья, находящегося в государственном или муниципальном жилищном фонде. Из материалов дела следует, что истица отработала в ФИО22 более 10 лет, что подтверждается копией трудовой книжки.

Как усматривается из материалов дела, на основании постановления ФИО23 от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче объектов социальной инфраструктуры ФИО24 что подтверждается архивной выпиской от ДД.ММ.ГГГГ, в муниципальную собственность, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> в <адрес> был передан в муниципальную собственность, однако в указанном постановлении не указано о том, что указанный жилой дом и имеющиеся в нем жилым помещения имеют статус служебного жилого помещения.

Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанное жилое помещение утрачивает статус служебного и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Соответственно, она может быть приобретена истицей в собственность в порядке приватизации.

Согласно ответу руководителя управления учета и реализации жилищной политики, спорное жилое помещение включено в число служебных жилых помещений в соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Сведениями об исключении жилого помещения из числа служебных жилых помещений, а также о его государственной регистрации в качестве служебного не располагают (л.д.126).

Согласно ответу ФИО25 от ДД.ММ.ГГГГ в реестре муниципального жилищного фонда числится жилое помещение, расположенное по адресу : <адрес> (л.д.124). Данное жилое помещение было включено в Реестр муниципального фонда на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № «О передаче объектов социальной инфраструктуры ФИО26 в муниципальную собственность».

Согласно ответу ФИО27 от ДД.ММ.ГГГГ., в департаменте горимущества отсутствуют документы, подтверждающие статус служебного жилого помещения, расположенного по адресу :<адрес> (л.д.94).

По смыслу действующего законодательства после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости. Таких доказательств в силу ст.56 ГПК РФ стороной ответчика не предоставлено.

Из материалов дела усматривается, что ФИО1, ФИО2 и ФИО3 в приватизации квартиры в <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ участия не принимали, что подтверждается справкамиФИО28 объекты на праве собственности за ними не зарегистрированы, что подтверждается справкой ФИО29 от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ФИО30 от ДД.ММ.ГГГГ

Также из выписки из ФИО31 от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что право собственности на спорное жилое помещение на праве собственности не зарегистрировано.

Согласно выписке из технического паспорта, <адрес>, № в <адрес> состоит из одной комнаты, общая площадь <адрес>.2 кв.м., в том числе жилая – 17.6 кв.м. (л.д.34-38).

Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд считает исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3 к ФИО32 о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3 к ФИО33 о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации – удовлетворить.

Признать за ФИО1, ФИО2, ФИО3 право собственности в порядке приватизации, по 1/3 доли за каждым, на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 35.2 кв.м., в том числе жилой площадью - 17.6 кв.м.

    

Данное решение не обжаловалось.